Инфракрасная фотографияАвтор:
Caroline Knight Статья не отвечает на все вопросы, связанные с использованием ИК-пленок, это всего лишь "введение в тему".
Инфракрасная фотография использует пленки, чувствительные как к видимому свету, так и к излучению с большей длинной волны (>700 нм) - инфракрасному. ИК пленка также чувствительна в УФ диапазоне (>400 нм). Пленка Kodak HIE чувствительна к ближнему ИК излучению вплоть до длины волны ~1000 нм. Такие пленки используются для различных научных целей, но в нашем случае главное - расширение ваших творческих возможностей за счет новых фотоматериалов.Некоторые люди просто пробуют ИК фотографию лишь однажды ради новизны, другие пристрастились к эффектам и используют ИК как основную пленку, особенно высокочувствительную Kodak ИК ч/б пленку. 2. Объекты съемки (Нижеследующие заметки относятся к черно-белой ИК-пленке.)На ИК-пленке наиболее необычно выглядят растительность и небо. Растительность получается яркой, ясное небо выходит темным, а облака остаются светлыми. Совершенно иначе выглядит человеческая кожа, в результате разницы температур становятся видны кровеносные сосуды, что может быть использовано в портретной фотографии. Предлагаются следующие объекты:
Трюк с темными очками объяснить легко: серые фильтры, используемые для обычной оптики , не влияют на ИК волны. Это же можно наблюдать с поляризационными фильтрами (ими могут быть поляризационные очки).Полезные советы.
Вот другой способ взглянуть на это. Если в темной кухне вы включите нагревательный элемент плиты и нагреете его до момента , предшествующего тому, как он засветится красным жаром, вы получите достаточно ИК-волн нужной длины, чтобы сделать фотографию.С другой стороны, в соответствии со старой книгой Kodak "ИК и УФ фотография" (1961), ИК пленка может быть использована для фотографии светящихся объектов с температурой 250C. Я думаю, нужно попробовать сфотографировать горячие части автомобилей (выхлопные трубы, тормоза). Тепло, однако, будет стремиться увеличить дымку на пленке. Храните пленку в самом холодном месте и не оставляйте на жаре, например, в машине в жаркий день. 4. ИК-пленкиСуществуют четыре черно-белые ИК-пленки производства Agfa, Ilford, Kodak, Konica. Также есть одна цветная слайдовая ИК-пленка Kodak. Kodak высокочувствительная ИК ч/б пленка HIE135-36 Продается как 35 мм (36 кадров), 70 мм в листах 4x5". Похоже, это наиболее доступная ИК-пленка. Она характеризуется крупным зерном, чувствительна к ИК-лучам до приблизительно 1000 нм и является наиболее часто используемой ИК-пленкой. У нее нет препятствующего образованию ореолов слоя, так что необходимо осторожнее заряжать пленку во избежание образования дымки. Я полагаю, что недостаток этого слоя также является причиной эффектов "радиации" в ярких участках, то есть ореолов, окружающих яркие объекты. Обработка с использованием обычных черно-белых проявителей. Например:
HC-110 (dil B) для научных целей. D-19 для максимального контраста. Возможно, ваш любимый черно-белый проявитель будет работать, хотя вам придется поэкспериментировать, чтобы найти правильную длительность. Будут ли проявитель T-MAX и другие улучшающие зерно реактивы работать? Похоже, они работают. "Я видела несколько фотографий в фотомагазине. Оказалось, это 35-мм ИК. Я поначалу не могла узнать ИК, потому что зерно было невероятно мелким. Фотограф объяснил, что обработал их в T-MAX. Говорят, это дает меньшее зерно с этой пленкой, чем D76. Я не знаю, какие при этом были время проявления и температура. Возможно, Kodak мог бы помочь с информацией" (Patricia Trent). Экспозиция и проявка. Пример. 200 ASA (зависит от места и высоты); bracket (+/- 1 ступень), красный фильтр (-2 ступени). Проявка D76 1:1, 20C, 11 мин. Важно: очень легкое встряхивание каждые 30 сек, первые 30 сек непрерывно (то есть только поворот 90) - во избежание передержки на перфорации (по причине турбулентности). Konica Infrared 750 черно-белая Продается как 35 мм 24 кадра и формата 120. Не такая зернистая, как Kodak, хотя всё же зернистая. Она менее чувствительна к ИК-лучам, так что эффекты не столь преувеличенны. В соответствии с техническим бюллетенем Konica No. Tech 015, "Konica ИК 750 имеет диапазон чувствительности от 640 до 820 нм вдобавок к внутреннему диапазону чувствительности AgBr 400 - 500 нм. Пик чувствительности - 750 нм, отсюда и название пленки". Она также менее склонна к образованию дымки от случайного света при зарядке не только потому что она имеет противо-ореольный слой, но также из-за лучшей светозащиты. Войлочная светозащита Kodak значительно прозрачнее для ИК-лучей. Konica также менее склонна к дымке, обусловленной теплом. Ей скрытость больше и, таким образом, дает лучше результаты, если невозможно обработать сразу. У меня была информация, что это менее чувствительная пленка, 3-4 ступени меньше, чем Kodak (ISO 12 ?). Но Aaron Flin использует ее как ISO 32 без фильтра. Alex Nanson: "Пленка дает хорошие результаты с фильтром Wratten 25. Выдержка 1/60, диафрагма f/5.6 при ярком солнечном свете. Вот некоторые предлагаемые чувствительности:
Это вы не назвали бы чувствительной пленкой, но тем не менее она стоит внимания. С другой стороны, George L Smyth использует её с EI 10 (с 25 красным фильтром): "Я должен упомянуть, что эта чувствительность (что, частично, есть результат проявителя) используется с конца весны и до начала осени. У меня падает чувствительность с ранней весны до ее середины и с середины осени до ее конца." Обрабатывайте, используя обычные ч/б проявители. Например, Rodinal 1:50 6.5 минут 20C при съемке EI 10 с красным фильтром 25 (George L Smyth). Новая пленка, продается только как 35 мм 36 кадров. Michael Covington говорит: "Это то, что вы могли бы назвать 'мягкая ИК' пленка. Панхроматическая, с чувствительностью немного заходящей в ИК-область, до 800 нм. Вы можете использовать с ней глубокий красный фильтр и получать поразительные ИК-эффекты, но вы можете обращаться с ней как с обычной пленкой - она не требует зарядки в полной темноте и вообще не чувствительна к проникновению чисто ИК-лучей, что досаждает пользователям других ИК-пленок." Вкратце:
Alex Nanson утверждает, что ее чувствительность до 740 нм. Agfa APX 200S ч/б Спектральныая чувствительность: кривая начинается ниже 400 нм, достигает максимума при 725 нм и доходит до 775 нм. Индекс экспозиции. ISO 200/24 с красной вспышкой ISO 400/27, форсировать проявку вплоть до ISO 800/30, предел при ISO 6400/39. Kodak Ektachrome Infrared IE (цветная ИК слайдовая пленка) Продается только как 35 мм При использовании с желтым фильтром, эта пленка смещает цвета. Синее запечетлевается как черное, зеленое как синее, красное как зеленое и инфра-красное как красное. Пленка чувствительна вплоть до длины волны 900 нм. Обрабатывается при процессе E4. Очень немногие лаборатории до сих пор предлагают эту старую методику. Вы также можете обработать ее дома, ипользуя набор для E4 производства Tetenal. 5. КамерыНе все камеры подходят для Kodak ИК-пленки. Другие пленки менее чувствительны к ИК-лучам и имеют анти-ореольный слой, так что они создают меньше проблем. Например, модели Canon EOS, имеющие механизм загрузки ИК-пленки (например, Elan/100, A2E/5, но приемлемо в 10s/10 и более старых моделях), создают дымку в части негатива. Mircea Podar говорит: "У меня есть EOS A2 и те пару лет, что я им пользуюсь, я не переставал сожалеть о том, что, согласно Canon, я не могу использовать на нем ИК. Недавно я обнаружил в новостях, что только ~1/4 кадра затуманивается, так что я решил попробовать. И что вы думаете, единственной зачерненной от лентопротяжной системы область была перфорированная полоса и никакой дымки на самом кадре! Я использовал высокочувствительную черно-белую Kodak ИК-пленку. Предыдущая версия этой статьи говорила: "помимо всего прочего, обратная сторона некоторых камер может быть не непрозрачной для ИК-лучей, особенно пластик". Никто не сообщил ни одного случая. Например, W. J. Markerink комментирует: "Я использовал все виды пленки на моем EOS-1. Да, у него пластиковая тыльная сторона; да, у него есть окно для пленки. Однако, все работает хорошо, безупречно." С другой стороны, некоторые пластины-ограничители действительно создают проблемы с Kodak HIE. Проблема - недостаток анти-ореольного слоя. Это позволяет отраженному пластиной (которая обычно черная, но не матовая) свету засвечивать пленку. Что создает туманные подсветы, которыми известна эта пленка. Я читала, как Pentax LX или K1000 пластина с ямками создает узор на пленке Kodak (из-за ямок). Также некоторые модели Minolta имели такие же пластины для моделей с или без задней крышки. Ямки в этих пластинах создают видимый эффект на HIE пленку. Markerink говорит: "Камеры, неподходящие для ИК (только Kodak HIE) - это камеры с ямками на пластине-ограничителе, как-то Pentax K-1000; Minolta с предустановленной пластиной на задней крышке: ранние 9xi и все 700si." Вам также необходима ручная фокусировка, если вы не используете короткофокусные линзы с маленькой диафрагмой. Подсказка:
Для простоты фокусировки используйте широкоугольный объектив, чтобы увеличить глубину поля, но не избегайте использования любых других объективов. Проще всего использовать объективы с автофокусом для фокусировки, затем переключиться в ручной режим и перенастроить (насколько это возможно). 7. Покупка и хранениеПокупайте только там, где хранят пленки охлажденными (или замороженными). Kodak рекомендует хранить черно-белую пленку при 13C или ниже. Храните ваши собственные пленки в холоде, пока не пригодятся. Нагрейте до комнатной температуры перед зарядкой, чтобы избежать конденсации. Если вы не можете обработать немедленно, верните пленку в холодильник / морозильник. Cor Breukel пишет о температурной чувствительности: "Я брал эту пленку с собой в Индию, Мексику, Гватемалу, Грецию - не вполне прохладные страны, плюс часто е воздействие излучения в аэропортах – и всё это не вызвало заметной засветки. Однако, я храню эту пленку при 4C."Так, несмотря на то, что эту пленку не рекомендуется покупать по почте, это приемлемый, а порой и единственный вариант в некоторых странах. 8. Зарядка пленкиОбщий совет - заряжать в полной темноте, особенно высокочувствительную черно-белую Kodak. Однако, я не получала засветки в комнате без кромешной тьмы, затемненной, но не полностью. Это устраняет неприятные проблемы, как просовывание своих пальцев сквозь затвор. Вынимать пленку в аналогичных условиях. Вернуть пленку в ее первоначальную коробку до обработки. 9. Съемка. Фильтры, сравнение.Все ИК-пленки чувствительны и к некоторым ИК-лучам, и к видимому свету. Чтобы уменьшить ИК эффект, некоторые уменьшают количество синего и зеленого света, падающего на пленку или вы можете перекрыть весь видимый свет и записывать только ИК. На черно-белой пленке используйте красный фильтр. То, какой фильтр вы используете, повлияет на количество запечатленного не-ИК света. Видимый свет лежит в пределах от 400 нм (фиолетовый) до 700 нм (красный). Вот таблица пределов поглощения для нескольких фильтров. Я выбрала длины волн, для которых поглощение меньше 50%. Wratten #25 600Wratten #29 620 Wratten #70 680 Wratten #89B 720 Wratten #88A 750 Wratten #87 800 Wratten #87C 850 Wratten #87B 940 На цветной ИК-пленке используйте плотный желтый фильтр для уменьшения количества синего, иначе результаты будут иметь сильный голубой оттенок. W. Markerink: "Я не рекомендую экспериментировать со светлым оранжевым фильтром" Kodak b&w Если вы используете TTL, экспонометр видит меньше света, чем есть на самом деле, так что вам следует увеличить чувствительность, с соответствии с кратностью фильтра. Так, если кратность фильтра #25 равна 3, то вам следует отсчитать 3 ступени от ISO 50, то есть ISO 400. Используйте эти числа как начальное приближение, делайте вилку или тестируйте. Я читала статью, утверждающую, что можно использовать замеры TTL для ИК-пленки Kodak. Но, поскольку чувствительные элементы в камерах менее чувствительны к ИК, чем к видимому свету, вы должны поставить значение ASA на вашей камере на 320-1000 ASA, в зависимости от используемой камеры. Цветной Kodak Какой бы фильтр вы не использовали, стоит делать bracketing, это может дать вам интересные эффекты. Вы можете прийти к нескольким приемлемым результатам от одной и той же сцены. Некоторые люди советуют bracketing на 5 ступеней.Другая причина для bracketing - это не строгая пропорциональность уровеня ИК-излучения видимому свету, так что экспонометр может дать лишь приближение. Количество ИК света, достигающего вашей камеры также зависит от расстояния, которое он проходит сквозь атмосферу. Поскольку расстояние от предмета также изменит экспозицию, следуйте указаниям в приложенной таблице. Если вам нужно экспонировать сквозь объектив (и фильтр), вам понадобится сделать поправку ISO, так как экспонометр видит меньше света, хотя вы, возможно, все же получаете весь имеющийся ИК-свет (ограниченный чувствительностью пленки и характеристиками фильтра). Тогда вам надо увеличить ISO на задерживаемое количество ступеней: например, теряете 2 ступени, увеличиваете с 50 до 200. Большинство TTL экспонометров действительно регистрируют ИК-свет, так что вы можете использовать TTL с визуально непрозрачным ИК-фильтром. Линейность, очевидно, не проблема, вам только нужно выбрать фиксированную коррекцию передержки. Вы можете легко проверить необходимую коррекцию, сравнивая указания Kodak с показаниями экспонометра. Красному 25 нужно добавить 3 степени по сравнению с отсутствием фильтра, но большинство камер это делают автоматически; для 87 нужно добавить 4; для 87C нужно +5. Если ваша камера не показывает +4 или +5 по сравнению с отсутствием фильтра, что вероятно, то вам нужно ее откорректировать. Более старым не-АФ камерам, в общем, требуется меньше положительной коррекции, чем более новым АФ аппаратам, из-за ИК-блокирующих фильтров для АФ датчиков. Но, если использовать матовый к видимому свету фильтр (например, Wratten #87) на зеркальной камере, вам потребуется компоновать кадр без фильтра, так что ставьте экспозицию вручную в таком случае. 10. ФокусировкаТочка фокуса будет зависеть от используемого фильтра, так как он обусловливает, какие длины волн преобладают в вашем изображении. Большинство людей сдвигаются вперед или к красной ИК-отметке на большинстве объективов. Если у вашего объектива нет такой отметки, то сдвиньте его слегка в сторону ближе лежащей точки. Так как чувствительность пленки Konica ближе к видимому свету, чем Kodak, ИК-отметки для нее лежат приблизительно посередине между стандартной ИК-отметкой и нормой для ваших линз. Чтобы улучшить видимую четкость, используйте маленькую диафрагму для увеличения глубины поля. Другое замечание: не слишком сужайте диафрагму! Дифракция вдвойне неприятней с длинными ИК-волнами, чем с видимым светом. Ни в коем случае не уменьшайте диафрагму до минимума! Инфракрасный Ektachrome фокусируется нормально. Это не удивительно, при условии, что он регистрирует волны от желтых - оранжевых до ИК. Это компромисс между фокусом видимого и ИК-света. В отличие от ч/б ИК-пленок, вы не можете избирательно регистрировать только ИК-лучи и, следовательно, фокус для них одних. 11. ВспышкаВспышка излучает как ИК, так и видимый свет. Вам следует откалибровать вашу вспышку для ИК-пленки посредством пробных экспозиций. Вы можете использовать фильтр со вспышкой, чтобы уменьшить или устранить исходящий видимый свет. Две полоски неотснятой, но проявленной при E6 пленки можно использовать как приближение к Wratten 87. Будьте осторожны при частом использовании вспышки. Известно, что SB-24 перегревается при такой работе. 12. ПроявкаОбработайте как можно раньше. Этот совет хорош для любой пленки, но особено для ИК, которая более склонна к дымке и про нее легче забыть, чем про другие пленки! Будьте еще более осторожны при загрузке пленки в спираль бачка. Знайте, что не все сменные мешки и не все бачки непроницаемы для ИК. Некоторые люди настаивают на использовании алюминиевого бачка, но у меня не было проблем с использованием моего пластикового бачка: я не оставляла пленку надолго и не ставила на прямой солнечный свет. Обрабатывайте, как сказано в описании. 13. ПечатьВыбирайте вашу экспозицию при печати, чтобы выявить используемые вами характеристики - делайте растительность светлой, а небо темным. Это может привести к светлым портретам, унылым пейзажам и воздушной растительности. Экспериментируйте со своими негативами! Как и с любой черно-белой печатью, вы также можете тонировать или подцвечивать картинку, чтобы усилить её настроение или подчеркнуть тот или иной её элемент. 14. Примеры и ссылкиInfrared Photography by Andy Finney Авторы:Alex Nanson (alec@norlex.demon.co.uk) |