Цифра против пленки


Цветная пленка и сенсоры с фильтрами

    Из физики известно, что практически все цвета, которые мы видим, можно получить из этих трех основных, или первичных, цветов. Цветная фотография использует этот принцип с самого начала. На самом деле современная цветная пленка имеет гораздо больше общего с цифровыми сенсорами, чем кажется на первый взгляд.

    Почти восемьдесят лет назад открыли, что можно получить цветную фотографию, сняв сюжет три раза на черно-белую пленку через красный, синий и зеленый фильтры. Если затем эти три снимка спроецировать на экран через те же самые фильтры, то можно воссоздать сюжет в цвете. С тех пор цветная пленка стала значительно сложней по структуре, но сам принцип остался незыблемым - цвета разделяются и фиксируются отдельно, а затем вновь соединяются при печати или на слайде (см. ил. 4).
Для разделения цветного изображения на три черно-белых используют красный, зеленый и синий фильтры. Затем эти изображения окрашивают в соответствующие цвета и накладывают друг на друга. В конце концов получается цветное изображение исходной сцены Ил. 4. Для разделения цветного изображения на три черно-белых используют красный, зеленый и синий фильтры. Затем эти изображения окрашивают в соответствующие цвета и накладывают друг на друга. В конце концов получается цветное изображение исходной сцены.
    Когда стало ясно, что электронные сенсоры могут записывать только черно-белое изображение (то есть только яркость), остался один небольшой шаг до того, чтобы применить к ним принцип разделения. Поэтому почти во всех цифровых камерах используют именно эту схему. В результате при съемке получаются так называемые RGB-файлы, потому что они содержат информацию о снимке в трех раздельных черно-белых каналах, соответствующих трем основным цветам - красному (R или red), зеленому (G или green) и синему (B или blue). Когда мы просматриваем файл на экране или печатаем его, то эти изображения накладываются друг на друга и дают полноценную цветную картинку (см. ил. 5).
Цветные цифровые файлы состоят из красного, зеленого и синего каналов, которые хранятся раздельно, а затем заново комбинируются в процессе печати или при демонстрации на экране Ил. 5. Цветные цифровые файлы состоят из красного, зеленого и синего каналов, которые хранятся раздельно, а затем заново комбинируются в процессе печати или при демонстрации на экране.

Новое зерно

    На традиционной фотопленке сюжет запечатлевается при помощи сложной структуры чувствительных к свету "зерен". Эти зерна меняются под действием попадающего на них света. Иногда их можно заметить на отпечатках или на слайдах. Легче всего их обнаружить на фотоотпечатках, сделанных при большом увеличении или в том случае, если вы снимали на высокочувствительную пленку, предназначенную для съемки при слабом освещении.

    Цифровой эквивалент так называемого "зерна" - это основной элемент картинки, или пиксель. Цифровая фотография состоит из решетки пикселей. На расстоянии эти цветные квадратики сливаются, и глаз воспринимает цельную картину с плавными переходами тонов (см. ил. 6). Каждый пиксель цифрового изображения - это результат того, что элементарный сенсор матрицы записал цвет и яркость в отдельной точке кадра. Чем больше элементарных сенсоров у матрицы фотокамеры, тем больше пикселей будет в вашем цифровом файле. Аналогично тому, что "пленочное зерно" становится заметнее по мере увеличения размера фотографии, отпечатанной с традиционного негатива, так и пиксели становятся заметнее при большем увеличении.
Если пиксельную решетку просматривать с некоторого расстояния, то взгляду представится изображение с плавными тональными переходами Ил. 6. Если пиксельную "решетку" просматривать с некоторого расстояния, то взгляду представится изображение с плавными тональными переходами.

В начало Продолжение